Обоснование целей и задач программы развития школы Формирование адаптивной педагогической среды Квалификационный состав педколлектива Итоги работы школы в 2006/2007 учебном году Методическая работа в школе
|
Формирование адаптивной педагогической среды
Целью педагогического коллектива является создание многопрофильной адаптивной школы, способной помочь всем детям стать полноценными участниками учебного процесса.
Данная концепция родилась не на пустом месте и до этого эпизодически появлялись в школе профильные классы и группы, классы выравнивания и компенсирующего обучения, использовались методы дифференцированного обучения, действовало самоуправление, формировались гуманистические отношения между детьми и взрослыми. Концепция развития школы придала этим явлениям системный характер.
Создание адаптивного образовательного учреждения потребовало определенной перестройки школьной жизни, структур, технологий, управления школой. На основе дифференциации, запросов учащихся в параллелях стали создаваться профильные классы, с 2001 года классы с углубленным изучением предметов (литературы, английского языка) классы базисного типа, а также коррекционные классы для учащихся с пробелами в знаниях, с задержками в развитии, особенностями состояния здоровья. Была развернута широкая сеть факультативов, уроков по выбору. Стала осваиваться учителями методика развивающего, разноуровневого обучения. В учебном плане появились уроки развивающей математики, развивающего русского языка, стали осваиваться новые учебные комплексы.
Развивалось школьное самоуправление, стал действовать Совет школы (представлены в равном количестве учащиеся, родители, учителя) как главный общественный орган управления школой. Для учительского коллектива определяющей стала педагогика сотрудничества в отношениях с детьми и их родителями. Развивался в школе блок дополнительного образования. Эти процессы получили свое развитие в последующем.
Была проделана большая организационная работа с учащимися, их родителями (диагностирование их запросов на образование, убеждение в необходимости перемен, формирование новых классов), с учителями (наилучшая расстановка кадров в условиях перемен, курсовая переподготовка, освоение приемов разноуровневого обучения). Пришлось научиться строить учебные планы под разноуровневые классы.
В настоящий момент в школе 6 классов углубленного изучения предметов:
5кл., 6кл., 7, 8б, 11б – углубленное изучение литературы;
7 кл. – углубленное изучение английского языка;
английский язык в рамках дополнительного образования введен и в начальной школе;
10 кл. – профиль «Русский язык и литература»;
11а – профильный класс. Профиль «Технология» (математика, информатика).
В то же время оказывается педагогическая поддержка тем учащимся, которые в ней нуждаются. 4б класс занимается по программе коррекционного обучения. В 8а классе (класс компенсирующего обучения) обучение ведется в рамках стандарта, но по минимуму, терапевтически. В небольших классах такого типа все ученики на виду, каждому надо работать, чтобы получить положительную оценку. Учителя строят уроки с учетом особенности этих ребят. И благодаря этому все ученики этих классов успешно учатся. В 2002 году такой класс окончил полную среднюю школу, в 2004 – получили аттестаты об основном общем образовании ученики 9а, в 2005 году – ученики 9в класса.
В то же время и классы, сформированные из способных учеников, смогли двигаться в учебе быстрее, проходить программу углубленно, вследствие чего повысилось качество образования в школе, расширилось число учащихся, занимающихся на 4 и 5, о чем свидетельствует следующая таблица:
Учебный год |
Кол-во уч-ся |
Оставлено на повторный год |
Учатся на 4 и 5
|
Аттестат с отличием |
Медали
|
1995/1996гг |
729 |
21 3% |
42% |
- |
- |
2000/2001гг |
568 |
1 0,15% |
45% |
4 |
2 серебро |
2001/2002гг |
507 |
6 1,2% |
50% |
6 |
1 золото |
2002/2003гг |
468 |
14 3% |
50% |
2 |
3 серебро |
2003/2004гг |
419 |
4 0,9% |
51% |
5 |
2 золото
3 серебро |
2004/2005гг |
376 |
2 0,6% |
56% |
8 |
1 золото
1 серебро |
2005/2006гг |
332 |
2 0,6% |
54% |
3 |
4 серебро |
Налицо устойчивая тенденция к бережному отношению к каждому ученику. Устойчивым выглядит рост учащихся занимающихся на 4 и 5. Это результат работы учителей начальных классов в первую очередь, которые дают своим ученикам прочные и глубокие знания, умения, навыки, закладывают тем самым базу для полновесной учебы в среднем звене, осуществлению дифференцированного подхода к обучению, росту педагогического мастерства учителей.
Объективность результатов обучения учащихся подтверждается на экзаменах, в том числе на ЕГЭ по математике: в 2002/2003 г средняя оценка по школе 3,85; в 2003/2004 – 3,95; в 2004/2005 – 4,29. В 2005/2006 учебном году результат 3,71 меньше чем в прошлые годы, но лучший результат в районе. В этом же году все ученики 11 класса сдавали ЕГЭ по русскому языку и показали весьма высокий результат 3,92.
Большое внимание уделяется работе по развитию способностей учащихся, раскрытию их личного потенциала вовлечению в творческую деятельность через научно-исследовательскую работу, занятия в районной школе для одаренных детей «Ступени», участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Результаты этой деятельности отражены в таблице.
Учебный год |
Кол-во призовых мест |
Место в районе |
1996г |
19 |
III место |
2004г |
34 |
III место |
2005г |
35 |
II место |
2006г |
38 |
II место |
2006/2007 |
53 |
II место |
Учащиеся школы принимают участие в областных олимпиадах. В 2006 году ученицы 10 класса Водопьянова Ульяна стала дипломантом российской олимпиады по потребительскому праву, а Бажан Мария заняла 3 место в областной олимпиаде по немецкому языку. Плетенева Юлия победила в областной олимпиаде в номинации «Литературное творчество».
Учащиеся школы являются победителями и призерами областных конкурсов (Плетенева Юлия в 2005 году заняла 2 место в областном конкурсе «Электричество – друг, электричество – враг», Черный Антон (10 класс) – призёр российского конкурса «Лидер ХХ1 века», Мутугуллин Фарит, ученик 6 класса, в 2006 году удостоен Диплома 3 степени в математическом конкурсе «Кенгуру» и как ученик 7 класса стад призёром конкурса «Русский медвежонок».
Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения (в прошлом году 43%) и средние учебные заведения (57% в 2006 году).
В последние годы число школьников пополняется за счет притока детей из других школ района, что свидетельствует о популярности школы.
Атмосферу школьной жизни создает педагогический коллектив, каждый из учителей своими отношениями с детьми, родителями, качеством уроков. Переход к адаптивной школе с разноуровневым развивающим обучением способствовал профессиональному росту педагогических кадров. В рамках Концепции педколлектив работал сначала над темой «Развитие творческих способностей учащихся», сегодня «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». На протяжении нескольких лет работы над темой проведены педагогические чтения, семинары, педсоветы, 4 научно-практических конференции, последняя в 2004/2005 учебном году по теме «Управление качеством воспитания: технологии, проблемы, опыт», в рамках которых было дано учителями 11 открытых уроков и внеклассных мероприятий. 72% учителей прошли курсы повышения квалификации, 26 учителей прошли аттестацию подтвердив или повысив свою квалификацию.
|