Обоснование целей и задач программы развития школы Формирование адаптивной педагогической среды Квалификационный состав педколлектива Итоги работы школы в 2006/2007 учебном году Методическая работа в школе
|
Квалификационный состав педколлектива
Год
|
Кол-во
учителей |
Высшая
категория |
I категория |
II категория |
1997 |
50 |
- |
11 |
10 |
2004 |
34 |
8 |
13 |
6 |
2005 |
33 |
8 |
13 |
7 |
2006 |
31 |
8 |
12 |
7 |
84% педагогического коллектива имеют высшее образование. В школе нет текучести кадров, педагогический коллектив стабильный, профессионально грамотный. 4 учителя являются руководителями районных методических объединений. В 2006 году два учителя (Тарасова Т.Н. и Князева Т.В.) стали обладателями президентского гранта.
Одна из задач адаптивной школы это создание здоровосберегающей среды, охрана здоровья учащихся, что трудно сочетается с современными нагрузками в школе и состоянием здоровья самих учащихся, которое желает лучшего. Чтобы снизить негативное влияние возрастающих нагрузок на учеников, во всех параллелях введен 3 час физкультуры, который учителя проводят на свежем воздухе и посвящают подвижным играм. Обеденная перемена после 4 урока составляет один час (поскольку поселок компактный, большая часть учителей и учащихся обедает дома, желающие – в школьной столовой). Большой перерыв позволяет учащимся восстановить силы и плодотворно трудиться на уроках второй половины дня.
В школе и на школьном дворе установлено нестандартное спортивное оборудование, которое используется на уроках и во время перемен, внеурочное время естественным путем, что позволяет учащимся больше двигаться. С этой же целью в зимнее время заливается каток, сооружается горка. Спортивные соревнования в школе рассчитаны на массовое участие в них учащихся. Традиционными стали Дни здоровья, дни бегуна, соревнования на самый сильный класс. Источником здорового образа жизни является и школьный туризм. Благодаря этому здоровье учащихся, по крайней мере, не ухудшается, о чем свидетельствует следующая таблица.
Распределение учащихся по группам здоровья:
Медицинская группа |
2004/2005 |
2005/2006 |
Основная |
286 (76%) |
262
(80,4%) |
Подготовительная |
81 (21,5%) |
56 (17,1%) |
Специальная |
6 (1,6%) |
6 (1,8%) |
Освобождены |
3 (0,8%) |
2 (0,6%) |
По сравнению с прошлым годом увеличилась численность учащихся основной группы, уменьшилась подготовительная.
Индекс здоровья по школе составляет 38% - 2005 год и 53,9% - 2006 год.
В школе организовано горячее питание учащихся. Тем не менее, на здоровье учащихся по мере движения к старшим классам сказывается увеличение школьных нагрузок, ухудшение среды обитания, отрицательное влияние улицы, в некоторых случаях семьи, недостатков в формировании здорового образа жизни. По некоторым видам болезней растет заболеваемость учащихся.
В центре воспитательного процесса в школе – личность ученика. Развитие его способностей, удовлетворение интересов и потребностей, в том числе к самопознанию, к самореализации своих возможностей, формирование чувств и нравственных качеств человека и гражданина, его внутренней культуры.
Воспитательная работа в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, блок дополнительного образования, разнообразную деятельность и общение после уроков и за пределами школы.
На территории поселка находятся, кроме предприятий, ДК «Юность», две библиотеки (профсоюзная и детская), музыкальная школа, отделение ДЮСШ, кружки детского дома творчества, коррекционная школа интернат, центр реабилитации несовершеннолетних (на базе санатория «Рассвет»). Школа сотрудничает с ними, стремясь объединить потенциальные возможности всех субъектов воспитательного процесса.
В основе воспитательной системы – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям работы. Приоритетными для школы являются:
- самоуправление;
- трудовая деятельность;
- познавательно-досуговая деятельность;
- гражданско-патриотическая;
- физкультурно-оздоровительная;
- работа с родителями;
- педагогическая поддержка учащихся и их семей.
Педагогическая поддержка оказывается всем учащимся, но особенно попавшим в неблагополучную жизненную ситуацию.
Почти треть учащихся - 92 ученика из малообеспеченных семей, так называемых «трудных» подростков на внутришкольном контроле – 15, неблагополучных семей – 14, опекаемых детей – 7. Школе приходится приходить на помощь таким детям и их семьям. Держат их постоянно в поле зрения классные руководители, администрация школы, развернута служба социального педагога. Как правило, таких детей первоочередно включаем в состав лагерей дневного пребывания при школе в летний период времени. Много занимаются с ними дополнительно учителя, в том числе в летний период времени, чтобы помочь им преодолеть неуспеваемость, ликвидировать пробелы в знаниях. Благодаря общим усилиям удается вовлечь в учебу большинство таких детей. 5 учеников по состоянию здоровья обучаются индивидуально на дому. В 2004/2005 учебном году не было зафиксировано ни одного преступления среди учащихся нашей школы.
Развитие блока дополнительного образования в школе дает возможность реализовать свои способности детям не всегда успешным в учебе. Вот почему в нашей школе растет число кружков самого разного направления, активно используются для этого возможности ДК «Юность», детского дома творчества, библиотек поселка. С этой же целью в школе открыто отделение ДЮСШ по полиатлону и баскетболу, спортивные секции, школа туризма. В кружках и секциях занято 96,3% учащихся школы, есть артисты, художники, чемпионы области по полиатлону и баскетболу. Пантелеев А. 4 класс и Животиков Г. 5 класс заняло 5, 7 место соответственно на российских соревнованиях по полиатлону в Санкт-Петербурге в 2006году. Спортсмены школы являются победителями районной спартакиады школьников в 2005 и 2006 годах.
Одним из главных направлений работы школы является трудовое воспитание, кроме того, трудовые дела позволяют заработать деньги. В условиях недостаточного финансирования, это позволяет школе жить и даже развиваться. Конечно, при условии, что труд учащихся чётко организован, эквивалентно оплачивается, интересы учеников, родителей, школы учтены.
С этой целью трудовые операции обсуждаются на Совете школы с участием представителей классов, учителей, членов родительского комитета. На школьном Совете определяется финансовая политика школы. В обязательном порядке заслушивается и утверждается отчёт директора школы о расходовании заработанных средств.
В течение прошлого учебного года заработано 118 тысяч 227 рублей, в 2002/2003 году 83 609 рублей, в 2003/2004 году – 86 759 рублей, в 2005/2006 учебном году и осенью 2006 года заработано 122 092 рубля, которые были потрачены с одобрения Совета школы на её содержание, ремонт, приобретение спортинвентаря, инструментов, поездки учащихся на соревнования, олимпиады, подписку, медикаменты и другие нужды школы. Создан компьютерный класс. Благодаря этому информатика преподается не только в старших классах, но как предмет по выбору учащихся введена в 5, 8-х, 9-х классах.
Центральным звеном школьного самоуправления является Совет школы из представителей учащихся, учителей и родителей.
На заседаниях Совета обсуждаются ключевые вопросы школьной жизни: проведение трудовых операций, расходование заработанных денег, режим работы школы и другое. Через деятельность Совета школы и других органов самоуправления появляется возможность объединить всех участников школьной жизни, опереться на поддержку всего коллектива при предъявлении разумных требований по таким вопросам, как бережное отношение к школьному имуществу, чистоте и порядку в школе, отказу от курения и других вредных привычек, меры стимулирования успешной учебы. Так в марте 2004 года был принят договор о сотрудничестве, который возложил определенные обязательства на учащихся и учителей. Договор дает возможность и дальше учителям вести работу со своими учениками, опираясь на мнение коллектива, на моральный авторитет его лидеров.
Такой стиль позволяет осознанно всем участникам школьной жизни (и педагогам и детям и их родителям) участвовать в реализации, как общих задач, так и индивидуальных целей обучения.
Анализ внешних факторов.
В настоящее время уже практически всем стала очевидной необходимость серьезной модернизации содержания школьного образования. За последние 10 лет в стране в целом произошли серьезные изменения. Россия стала страной, открытой миру, демократическим обществом, строящим рыночную экономику и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Эти фундаментальные процессы разворачиваются в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца Х1Х – первой половины ХХ века индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Эти тенденции должны стать основой кардинальной модернизации образования.
Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом: четырехлетняя начальная школа; относительная завершенность общего образования в основной школе; возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы. Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход образования на новые государственные стандарты требуют от школы совершенствования, изменения от педагога – становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета, в том числе информационными технологиями.
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года свое будущее школа связывает:
• С расширением информационного пространства школы: обучать пользоваться компьютером всех школьников и большинство учителей, это повысить эффективность преподавания, поскольку появится возможность использовать компьютерные технологии обучения, электронные учебники, возможности Интернета, а ученикам в будущем это поможет адаптироваться в окружающую жизнь.
• Профилизация старшей школы, которая позволит учащимся выстраивать свои индивидуальные траектории обучения в соответствии со своими потребностями в дальнейшем образовании.
• Охрана здоровья учащихся, что особенно важно в условиях интенсификации учебного процесса и усиления негативного влияния среды.
• Гражданское воспитание учащихся, формирование человека и гражданина как условие возрождения России.
Свою миссию школа видит в сохранении и развитии адаптивной среды обучения, где в центре учебно-воспитательного процесса – личность ученика, развитие его способностей, удовлетворение интересов, формирование потребностей к самопознанию и самореализации своих возможностей, формирование чувств и нравственных качеств человека и гражданина, его внутренней культуры.
|